Позиции рук и их постановка в классическом балете

Методические основы, нюансы и рекомендации классиков
Балетные позиции рук

Корпус: фундамент правильной постановки рук

В балете идеальные позиции рук невозможны без правильной постановки корпуса. Подтянутый торс, активные мышцы спины и живота, расправленные плечи создают ту базу, на которой естественно и гармонично формируются балетные линии рук. Как говорится в народе: «Каков стан, таков и поклон» — то есть внешний вид и выразительность рук напрямую зависят от того, как танцовщик держит корпус.
Форма кисти в балете

Кисть: естественная форма без искусственного удлинения

Кисть должна сохранять природную мягкость, не быть напряжённой, но и не выглядеть вялой. Классики балета предлагают разные варианты постановки пальцев, но все они сходятся в одном: пальцы должны образовывать плавную, округлую линию, продолжая изгиб всей руки от плеча до кончиков пальцев.
  • Методика Вагановой: Пальцы свободны и мягки, большой палец соприкасается со средним, кисть не «переломлена» в запястье, а продолжает общую округлость руки. Если не проконтролировать большой палец, он может отойти в сторону, и кисть приобретёт неэстетичный вид. Мизинец и указательный палец закруглены. Позже допускается лёгкое расхождение пальцев — для придания кисти легкости.
  • Костровицкая и Писарев: Большой палец выдвинут к среднему, но не соприкасается с ним.
  • Базарова и Мей: Кончик большого пальца касается второй фаланги среднего; остальные пальцы свободно и округло сгруппированы.
  • Тарасов: Большой палец легко соприкасается со второй фалангой среднего, остальные пальцы менее закруглены.
Группировка пальцев кисти руки в сценической форме
Группировка пальцев кисти руки в сценической форме

Излом локтей и кисти: сила или слабость образа

Линия от плеча до кончиков пальцев должна быть прямой и энергичной. Если локоть опущен слишком низко, а пальцы «смотрят» вниз, образ становится слабым и невыразительным, что народная мудрость метко описывает: «Сила не в руках, а в их положении». Напротив, прямая линия локтя и кисти создаёт ощущение молодости, силы и уверенности.
Позиции рук из книги Вагановой
Позиции рук из книги Вагановой

Формы позиций: учебные и сценические

Исключительно в своей балетной практике я различаю учебную и сценическую постановку рук. Учебные позиции часто завышаются, чтобы облегчить удержание корпуса и формирование правильной вертикали. На сцене же, наоборот, заниженные позиции зрительно удлиняют линии тела, что добавляет артистизму и изяществу.

Классики о подготовительном положении рук

  • Костровицкая и Писарев: Руки опущены вниз, не касаются корпуса, образуют овал, кисти почти соприкасаются.
  • Базарова и Мей: Овал перед корпусом. 
  • Тарасов: Руки свободно опущены вниз, мягко округленные локти и запястья, кисти сближены, ладони обращены вверх.
"Азбука классического танца". Позиции рук
Позиции рук из книги "Азбука классического танца"

I позиция рук

Для начинающих я рекомендую держать I позицию на уровне нижней линии груди — так проще сохранять вертикаль корпуса. Классики дают следующие рекомендации:
  • Ваганова: Немного выше пояса, руки слегка пригнуты, чтобы при переходе во II позицию могли раскрыться.
  • Костровицкая и Писарев: На уровне диафрагмы, руки согнуты в овал, локти и пальцы на одном уровне.
  • Базарова и Мей: Высота диафрагмы.
  • Тарасов: Уровень диафрагмы, линия слегка наклонная вниз.
Первая балетная позиция рук из методического фильма 1947 года
Первая балетная позиция рук

II позиция рук

Положение рук параллельно полу во II позиции способствует укреплению мышц спины — они активнее включаются в работу. Заниженное положение выгоднее выглядит на сцене, но для учебного процесса важно не пренебрегать классическим уровнем.
  • Ваганова: На уровне плеч.
  • Костровицкая и Писарев: На высоте плеч.
  • Базарова и Мей: Локти и пальцы на одном уровне. 
  • Тарасов: Несколько ниже линии плеч.

III позиция рук

В начале обучения III позицию следует держать немного перед собой, а затем — ближе к центральной оси корпуса для облегчения вращений.
  • Ваганова: Руки должны быть видны исполнителю.
  • Костровицкая и Писарев: Видны только мизинцы, если видны все руки — отведи их назад.
  • Базарова и Мей: Овальная рамка. 
  • Тарасов: Несколько впереди корпуса.

Методика изучения позиций рук

Позиции рук отрабатываются при помощи первого port de bras, выполняемого на середине зала en face (лицом к зрителю) сперва без поворотов и наклонов головы. Последовательность такова:
  • На «раз-два» — руки поднимаются в I позицию.
  • На «три-четыре» — пауза.
  • На «раз-два» — руки поднимаются в III позицию.
  • На «три-четыре» — пауза.
  • На «раз-два» — руки опускаются во II позицию.
  • На «три-четыре» — пауза.
  • На «раз-два» — руки опускаются в подготовительное положение. 
  • На «три-четыре» — пауза.
Далее добавляются повороты и наклоны головы: лицо и голова поочередно следуют за правой и левой рукой, не разрывая единства движения. Следующий этап — подготовительный port de bras: руки из I позиции открываются во II и опускаются в подготовительное положение.

Заключение

Постановка рук в балете — это не только техника, но и искусство, в котором важна каждая деталь, присущая определенному исполнителю. Правильное понимание и освоение позиций рук — залог выразительности, красоты и профессионализма каждого танцовщика. Именно по позициям, по движениям рук сквозь них о можно в некоторой мере судить о качественности обучения классическому танцу.